Правда Русская, или законы Ярославовы

Правда Русская, или законы Ярославовы

В языческой Руси обычай имел силу неписаного закона. Крещение и введение в употребление славянской письменности создали почву для записи законов. Ярослав Мудрый первым из киевских правителей задался целью упорядочить все имеющиеся на тот момент правила и нормы. Сборник законов получил название «Русская правда», или же «Правда Ярослава». Позже, уже потомки Великого Князя, дополнили её новыми статьями, составив «Правду Ярославичей». Эти законы корректировались временем, но действовали и в период раздробленности во всех Русских землях.

Первая статья «Правды Ярослава» гласила: «Убиет муж мужа, то мстить брату брата, любо сынови отца, а любо отцю сына, любо брату чада, любо сестрино сынови, аще не будет кто мстя, то 40 гривен за голову».

«А ежели убьёт человек человека, то мстить брату за него, либо сыну за отца, или отцу за сына, или младшему брату, или сыну сестры, а если некому мстить, то взимать 40 гривен с убийцы».

{jcomments on}

Обычай кровной мести лежал в основе «закона русского» (норманнского), на который ссылались ещё князья Олег и Игорь при заключении договоров с греками. При родовом строе кровная месть была важным регулятором общественного порядка. Кровная вражда могла не стихать на протяжении жизни нескольких поколений. «Правда Ярослава» серьезно ограничила действие этого обычая, ограничив круг родственников, имеющих право мстить двумя поколениями. Внуки, дядья и двоюродные братья убитого исключались из числа мстителей. Позже, кровная месть была отменена полностью.

Её заменили системой штрафов. По Русской правде убийца, избежавший мщения платил строго определенную сумму «виру» — 40 гривен. Двойная вира выплачивалась за убийство огнищанина или иного «княжего мужа». За совершение таких преступлений, как отсечение ноги, руки, носа, выкалывание глаз, убийство женщины взималось «полувирье» — 20 гривен.

Высшей мерой наказания был так называемый «поток и разграбление». Этот вид применялся только за три вида преступлений: убийство в разбое, конокрадство и, за поджог дома или сарая. Учитывая, что бытовые строения были сплошь деревянными, поджог мог привести к уничтожению всего поселения. Для преступника «Разграбление» предусматривало конфискацию всего имущества, а «поток» его изгнание вместе с женой и детьми из общины. В тех суровых условиях это приводило или к скорой гибели или к рабству.

Смертная казнь и телесные наказания не были предусмотрены «Правдой Ярослава», но в особо бурные времена, для борьбы с «разбойниками» киевские князья вводили и эти меры. Однако перед этим, на княжеском дворе, обязательно проводилось судебное разбирательство всех обстоятельств.

Важным доказательством, при выяснении степени вины считался результат, полученный «судом божьим». К нему, в Киевской Руси, относили судебный поединок и различные испытания – «ордалии». Во время поединка – «поля», результат судебного спора решался посредством единоборства. Оно проходило в присутствии судей, и не редко с оружием в руках. Кто побеждал, тот в конечном итоге и выигрывал суд.

Об ордалиях известно, что они были двух видов: испытания огнём и испытание водой. В первом случае, вероятней всего, обвиняемому давали в руку раскалённый кусок железа, и по степени ожогов определяли степень вины. По мнению судей, у безгрешного они должны были быть минимальными. С водой дело обстояло ещё проще. Подозреваемый бросался в реку и если он тонул, это, безусловно, доказывало его виновность.