http://funeral-spb.narod.ru

С.Ю. Витте родился 17 (29) июня 1849 года на Кавказе, в Тифлисе. Его предки по отцовской линии — выходцы из Голландии, переселившиеся в Прибалтику — лишь в 1856 году получили потомственное дворянство. Отец Витте — лютеранин, принявший православие, был крупным царским чиновником, служил директором департамента государственных имуществ на Кавказе. Мать была дочерью члена главного управления наместника Кавказа, в прошлом Саратовского губернатора А.М. Фадеева и княжны Е.П. Долгорукой и имела много влиятельных родственников.

alt


Двоюродная сестра Витте — основатель теософии Е.П. Блаватская (1831-1891). Сам Витте охотно подчеркивал свои родственные узы с князьями Долгорукими, но не любил упоминать, что происходил из семьи малоизвестных обрусевших немцев. «Вообще вся моя семья, — писал он в своих «Воспоминаниях», — была в высокой степени монархической семьей, — и эта сторона характера осталась и у меня по наследству».

Детские годы Сергей провел в семье своего деда, где получил обычное для дворянских семей воспитание. В Тифлисской гимназии, куда он затем был отдан, Сергей учился «очень плохо», предпочитая заниматься музыкой, фехтованием, верховой ездой. В результате, в 16 лет он получил аттестат зрелости с посредственными отметками по наукам и единицей по поведению. Несмотря на это, будущий государственный деятель отправился в Одессу с намерением поступить в университет. Но юный возраст (в университет принимали людей не моложе семнадцати лет), а ко всему — единица по поведению закрыли ему туда доступ… Пришлось снова поступить в гимназию — сначала в Одессе, потом в Кишиневе. И только после усиленных занятий Витте сдал экзамены успешно и получил приличный аттестат зрелости.

В 1866 году он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета (в Одессе), в течение всего времени обучения был лучшим студентом, мало интересовался политикой и окончил университет в 1870 году со степенью кандидата физико-математических наук. Одаренный юноша мечтал о карьере профессора, но родные — мать и дядя (отец Витте умер в 1867 году) — сочли эту стезю недостойной его дворянского происхождения. Его заставили избрать более престижную карьеру чиновника и Витте был зачислен в канцелярию новороссийского генерал-губернатора, где занимался вопросами службы движения железных дорог. Это была новая и перспективная отрасль хозяйства. В железнодорожное строительство вкладывались суммы, превышавшие капиталовложения в крупную промышленность.

Атмосфера ажиотажа, сложившаяся вокруг строительства железных дорог, захватила и Витте. Министр путей сообщения граф Бобринский, знавший его отца, уговорил Сергея Юльевича попытать счастья в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог — в чисто коммерческой области железнодорожного дела.

Вскоре он перешел в акционерное общество Юго-Западных железных дорог, и сделался одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли Н.М. Чихачева, в ведение которого была и Одесская железная дорога. Однако после многообещающего начала карьера С.Ю. Витте чуть было не оборвалась совсем. В конце 1875 года недалеко от Одессы произошло крушение поезда, повлекшее за собой много человеческих жертв. Начальник дороги Чихачев и Витте были преданы суду и приговорены к четырем месяцам тюрьмы. Однако пока тянулось расследование, Витте, оставаясь на службе, сумел отличиться в перевозке войск к театру военных действий (шла русско-турецкая война 1877-1878 гг.), чем обратил на себя внимание великого князя Николая Николаевича, по велению которого тюрьма для обвиняемого была заменена двухнедельной гауптвахтой.

Одновременно, как практик, Витте был приглашен в Петербург, в комиссию графа Э.Т. Баранова, изучавшую состояние железных дорог в России. В ее рамках Витте подготовил проект «Общего устава российских железных дорог», а в 1883 году опубликовал книгу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозкам грузов». В 1877 году С.Ю. Витте становится уже начальником движения Одесской железной дороги, а в 1879 году, после окончания войны, — начальником эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог. Тогда же, в 1879 году, Витте женился на Н.А. Спиридоновой, дочери черниговского предводителя дворянства. До этого, по словам самого С.Витте, он «знал всех более-менее выдающихся актрис» в Одессе.

К началу 1880-х годов имя С.Ю. Витте было уже хорошо известно среди железнодорожных дельцов и в кругах русской буржуазии. Он был знаком с крупнейшими «железнодорожными королями» — И.С. Блиохом, П.И. Губониным, В.А. Кокоревым, С.С. Поляковым. С 1886 по 1888 год Витте состоял управляющим Юго-Западных железных дорог. Как управляющий Витте получал больше любого министра — свыше 50 тысяч рублей в год. Поднявшись по служебной лестнице до управляющего Юго-Западными железными дорогами, Витте стал высокооплачиваемым менеджером, пользовался весом в деловом мире Киева, где располагалось управление дороги, ему был предоставлен роскошный особняк в самом аристократическом районе Киева напротив дворца генерал-губернатора. Его будущее казалось раз и навсегда определенным.

Резкий поворот в карьере Витте в 1888 году во многом произошел благодаря случайности. В качестве управляющего Юго-Западной железной дорогой он имел дерзость ограничить скорость движения царского поезда, вызвав возмущение придворных. На глазах Александра III Витте вступил в конфликт с царскими адъютантами, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза с целью разгона царского поезда до высоких скоростей. На других дорогах управляющие были менее строптивыми, и поезд гоняли с бешеной скоростью до тех пор, пока 17 октября близ станции Борки не произошло крушение. Александра III спасла только его колоссальная сила, позволившая ему удержать на плечах крышу вагона. Тогда-то и вспомнили о предупреждении Витте.

В марте 1889 года Витте был назначен начальником только что образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов и вопреки всем канонам Табели о рангах сразу произведен в чин действительного статского советника (т.е. получил генеральский чин). И хотя это означало сокращение жалованья в три раза, Сергей Юльевич без колебаний расстался с доходным местом и положением преуспевающего дельца ради государственной карьеры. А доплату к жалованью с целью компенсировать потери перехода на государственную службу Витте получал из личных денег императора. Петербургская бюрократия настороженно встретила провинциального выскочку.

Его манеры, поведение, речь, вызывали раздражение. Сергей Юльевич надолго стал любимым персонажем столичных анекдотов. Его быстрое продвижение вызывало неприкрытую зависть и недоброжелательство со стороны чиновников. Провинциал, пользуясь благосклонностью императора, быстро потеснил соперников. Не проходит и года, как 15 февраля 1892 года его назначают министром путей сообщения.

Однако пробыл он на этом посту совсем недолго. В том же 1892 году тяжело заболел министр финансов И.А. Вышнеградский. В околоправительственных кругах началась закулисная борьба за влиятельный пост, в которой Витте принял самое активное участие. Не слишком щепетильный и не особенно разборчивый в средствах для достижения цели, пустив в ход и интригу, и сплетню о психическом расстройстве своего покровителя И.А. Вышнеградского (который совсем не собирался оставлять свой пост), 30 августа 1892 года Витте добился места управляющего Министерством финансов. А 1 января 1893 года Александр III назначил его министром финансов с одновременным производством в тайные советники. Карьера 43-летнего Витте достигла своей сияющей вершины.
В 1892 году произошли изменения и в личной жизни С.Ю. Витте. После скоропостижной смерти осенью 1890 года его первой жены, Витте женился на Матильде Лисаневич, удочерив её ребёнка (своих детей у Витте не было).

Женитьбе предшествовал скандал, так как С. Витте начал встречаться с Матильдой до её развода и вступил в конфликт с её мужем. Это могло стоить С. Витте карьеры, так как сановник высшего ранга оказался женатым на разведенной еврейке, да еще в результате скандальной истории. Сергей Юльевич даже был готов «поставить крест» на карьере. Однако Александр III, вникнув во все подробности, сказал, что этот брак только увеличивает его уважение к Витте. Новый брак принес Витте семейное счастье, Матильда Витте не была принята ни при дворе, ни в высшем обществе. В результате и без того не самые тёплые отношения С. Витте с высшим светом ещё более ухудшились. Наряду с этим император Александр III к нему явно благоволил. «Он относился ко мне особливо благосклонно», — писал Витте, — «очень любил», «верил мне до последнего дня своей жизни». Да и для Витте Александр III остался до конца жизни идеалом самодержца. «Истинный христианин», «верный сын православной церкви», «простой, твердый и честный человек», «выдающийся император», «человек своего слова», «царски благородный», — так характеризует Витте Александра III.

В 1893 году Витте был уже министром в чине тайного советника и Почетным членом Академии наук. По сути дела, он возглавил второе по значимости после МВД ведомство дореволюционной России, поскольку Минфину подчинялись Госбанк, Корпус пограничной стражи, фабрично-заводская инспекция. Осуществление ускоренной индустриализации министр считал возможным за счет активного привлечения иностранных капиталов и государственных инвестиций. С этой целью в 1894 году по инициативе Витте вводится государственная винная монополия на торговлю крепкими спиртными напитками, дававшая до четверти всех поступлений в казну. В России водка с давних времен была одной из важнейших статей дохода казны, хотя способы извлечения дохода неоднократно менялись. Отныне торговля водкой производилась только в казенных винных лавках.

Министр финансов утверждал, что приоритетными для него были не фискальные цели, а стремление ликвидировать злоупотребления частной торговли спиртным. Витте отмечал в докладе императору: «Прекращение продажи вина за счет урожая, под заклад или в промен платья, посуды и других вещей возбуждает в крестьянах неподдельное чувство радости, и, осеняя себя крестным знамением, они выражали благодарность батюшке-царю, избавившему народ от пагубного влияния дореформенного кабака, разорявшего население». Действительность была безмерно далека от нарисованной министром благостной картины. При Витте винная монополия давала миллион рублей поступлений в день, и именно при нем бюджет страны окончательно стал строиться на спаивании населения.

В 1894 году Витте выступил за жёсткие торговые переговоры с Германией, в результате чего был заключён выгодный для России 10-летний торговый договор с этой страной. В 1896 году он провёл успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Манчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки. Одновременно с Китаем был заключён союзный оборонительный договор. Успеху переговоров содействовала выдача китайскому сановнику взятки в размере 500 тыс. руб. Витте хорошо знал человеческие слабости и беззастенчиво подкупал нужных ему людей. В качестве министра финансов он располагал широчайшими возможностями для раздачи денежных субсидий, предоставления привилегий, концессий, назначения на доходные места.

Он одним из первых понял силу печатного слова и пользовался газетами для проведения собственных планов. Заказные статьи практиковались и до него, но Витте стал делать это с размахом. На него работали десятки российских и зарубежных журналистов, по его заказу издавались брошюры и солидные труды. Через прессу вели кампанию по дискредитации противников Витте и продвигали его собственные планы.

Золотой империал В 1894-1895 годах С.Ю. Витте добился стабилизации рубля, а в 1897 году сделал то, что не удавалось его предшественникам: ввел золотое денежное обращение, обеспечив вплоть до первой мировой войны стране твердую валюту и приток иностранных капиталов. Одновременно ограничивается эмиссионная деятельность Государственного банка, осуществляется серия конверсионных займов за границей, что позволило перейти на золотое обращение. Введение золотого стандарта, то есть свободного размена рубля на золото было смелым решением Витте. По его собственным словам, «против этой реформы была почти вся мыслящая Россия», потому что одним (прежде всего экспортерам сырья) был выгоден слабый рубль, других страшила сложность этой финансовой операции.