Святые горы

 

        Святогорский Успенский монастырь, расположенный на правом берегу Северского Донца, является одним из древнейших монастырей Православной Руси.  В 15 веке монахи пробили проходы в мягкой меловой скале и на ее вершине выстроили пещерную церковь.
        Из архивных документов известно, что до начала строительства первых наземных храмов в XVII-м веке, весь монастырь был сосредоточен в пещерах, внутри скалы. Предположительно там уже находился главный Успенский пещерный храм, утерянный впоследствии в результате обвала.

{jcomments on}
        Основание Святогорского монастыря относят ко времени возникновения иконоборческой ереси в Византии в 8-9 вв. и связывают с бегством в русские края византийских иноков. В VIII веке в Византии в Константинопольской Церкви вспыхнула иконоборческая ересь. Больше всех пострадали иноки, бывшие самыми ревностными почитателями святых икон. Тогда опустели все византийские монастыри и иноки бежали в различные страны: Южную Италию, Дунайскую Готию, Крым и на Кавказ.         Когда гонение усилилось, то православные иконопочитатели уходили по реке Дон и его притоку Северскому Донцу далее на север.
        Самое первое письменное упоминание о местности, называемой «Святые горы», встречается в 1527 г в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна. В это время обитель, будучи самым передовым русским поселением в степи, служило государству в качестве сторожевого поста: поскольку южные окраины Русского государства подвергались набегам крымских и ногайских татар, целью которых был захват пленников для работорговли. Главное назначение Святогорской сторожи было не в обороне монастыря от татарских орд, а в наблюдении за перемещениями кочевников.         Функцию обороны с успехом выполняла сама, неприступная со всех сторон меловая скала, внутри которой и находился монастырь. Во время нападений братия защищалась ружьями и пищалями.
        Монастырские постройки возведены в основном вдоль берега реки у подножья меловой горы, и только Николаевская церковь — на ее вершине. Вся гора под церковью пронизана лабиринтом ходов и келий. В них жили и укрывались во время вражеских набегов. Монастырь был окружен стенами, вооружен артиллерией и огнестрельным оружием и успешно оборонялся от татарских нападений.         Он играл значительную роль в деле колонизации южных окраин Русского государства. Служил передовым сторожевым укрепленным постом, наблюдательным пунктом и преградой на пути движения татарских отрядов, а также убежищем бежавших из татарского плена.
        В 1679г. крымские татары захватили и опустошили монастырь. Позднее укрепления и монастырские постройки были воcстановлены. Азовские походы Петра I положили конец татарским набегам, и монастырь постепенно утратил стратегическое значение. В 1783 г. имущество и угодья монастыря отошли казне. С 1844г. он был возобновлен под названием «Святогорская Успенская пустынь». Были проведены большие восстановительные работы. В первую очередь построен Успенский собор — главный храм монастыря. Интенсивное строительство продолжалось до конца 19 и в первом десятилетии 20 века.
        Подземный ход длиной в 900 м., ведущий в Храм святого Николая пронизывает меловую гору от подножия к вершине. Вход в него находится напротив западного фасада Успенского собора у нижнего паломнического павильона. Ход представляет собой коридор с множеством ответвлений и боковых пещер. Видимо, он служил монахам убежищем во время вражеских нападений на монастырь. В верхней части горы вырублены также многочисленные кельи и подземная церковь Антония и Феодосия, восстановленная в 1846 г.
        Святогорский монастырь пользовался широкой известностью. В нем бывали И.Е.Репин, И.А.Бунин, Марина Цветаева, весной 1887 г. здесь жил А.П.Чехов.
        С 1918 года началось разграбление монастыря. Все имущество было описано и изъято, кощунства над священными предметами в обители сопровождались избиением и убийством монастырской братии. В 1922 г. Святогорская обитель была закрыта, а на ее территории организован Дом отдыха для рабочих Донбасса. В последующие годы, в том числе и в годы Великой Отечественной войны, обитель подвергалась разрушению. В 1947г. взорван кладбищенский Всехсвятский храм, а в 1960-х годах уничтожены все монастырские кладбища. Главная святыня обители, Успенский соборный Храм, был перестроен под кинотеатр, а трапезная церковь Рождества Богородицы — под столовую санатория Артема.
        С 1980 г. комплекс монастыря вместе с расположенным на соседнем холме памятником Артему (Ф.А.Сергееву) (скульптор И. П. Кавалеридзе) объявлен государственным историко-архитектурным заповедником.
        В настоящее время в распоряжении монастыря находится три наземных и столько же пещерных храмов, две колокольни (на главной из них — 17 колоколов, вес главного «игуменского» колокола составляет 6 тонн). И сегодня Святогорские пещеры, с часовнями, усыпальницами, кельями, почитаются во всем Православном мире.