Ольвия

 

Ольвия

        Ольвия Понтийская являлась одним из четырех наиболее крупных античных государств Северного Причерноморья. Она была основана греческими переселенцами из г. Милета (Малая Азия) в 6 в. до н.э. на высоком правом берегу Бугского лимана, неподалеку от его  соединения с Днепровским (соврем. с. Парутино Очаковского р-на, Николаевской обл.) и просуществовала около тысячи лет – до 70-х годов 4 в.н.э.

{jcomments on}

        В переводе с древнегреческого «Ольвия» значит «Счастливая». В некоторых  произведениях античных авторов город назван Борисфеном (греческое название реки Днепр), а его жители – борисфенитами, что может объясняться тем, что Ольвия располагалась поблизости от устья Днепра.
        На протяжении всей своей истории Ольвия  была тесно связана с античным миром. В 5 в. до н. э. ее, вероятно, посетил «отец истории» Геродот. Многие античные авторы упоминают Ольвию в своих описаниях Северного Причерноморья – Страбон, Плиний и др.
        В период своего расцвета территория города составляла около 50-55 га (20-25 га теперь затоплены водами лимана), а по берегам Бугского, Днепровского, Березанского лиманов располагались полторы сотни сельских поселений, составлявших сельскую округу города. Численность населения составляла не менее 20-25 тысяч человек.
Ольвия. Находки        Избранное первопоселенцами место очень подходило для будущего города, так как оно имело естественные оборонительные линии.
        На высоком плато треугольной формы, окруженном с двух сторон глубокими балками, а с третьей – лиманом располагался Верхний город, а на склонах плато, окружавших амфитеатром гавань, расположились торговые и ремесленные районы Нижнего города. Наличие таких крупных водных артерий, как древние Гипанис и Борисфен (совр. рр. Южный Буг и Днепр), способствовало развитию торговли и обеспечивало население рыбой.
        Ольвия ведет широкую торговлю как с античными центрами, так и с окружающим варварским миром. Тут формируются очень своеобразные  отношения с местным населением степей Причерноморья – кочевыми скифами, которым греческие обычаи были чужды. Согласно легенде, рассказанной Геродотом, скифский царь Скил построил дворец в Ольвии,  часто приезжал в город и жил там  по греческим обычаям.  Отряд сопровождавших его скифов он оставлял за городскими стенами. Однажды увидев со стен города, что Скил участвует в вакхической процессии, скифы  вознегодовали и рассказали о происходящем своему племени. Кончилось это тем, что брат Скила Октамасад велел отрубить ему голову за измену родовым обычаям.
        В 334 г. до н.э Александр Македонский начинает свой великий поход на Восток. Другой поход — вдоль северного побережья Черного моря — был задуман Александром, видимо, как встречный. Македонский царь сначала планировал создать свою империю, объединив все земли вокруг Черного и Каспийского морей. Поход на Восток через евразийские степи возглавил его полководец Зопирион. Он выступил в 331 г. до н.э., когда сам Александр уже был в Месопотамии.
Зопирион        Зопирион в своем движении вплоть до Гипаниса и осады Ольвии не встречал сопротивления. Видимо, и это препятствие не казалось ему существенным. Положение города, военная организация которого основывалась на  системе народного ополчения, было чрезвычайно тяжелым. Большинство сельских поселений было уничтожено, и населению города, кроме военного захвата, стал угрожать голод. Власти полиса были вынуждены пойти на крайнюю меру – они освободили рабов, предоставили права иностранцам, проживавшим в Ольвии, аннулировали долги ольвиополитов. Это резко увеличило количество защитников города и повысило их заинтересованность в победе.
        Но в городе действовала «пятая колонна» – предатели. Это подтверждается находкой близ Ольвии амфорного остракона письма, переданного через ольвийского изменника Никофана, в котором некто дарит Зопириону коня и просит инструкций от осаждающих в блокадный город. Измена была раскрыта — сохранились археологические следы расправы с предателями в виде коллективного захоронения из 52 человек (включая детей), побитых камнями и расстрелянных из лука.
        Не смотря ни на что, город выстоял. Зопирион не взял  Ольвию, а сам погиб. Поражение Зопириона определило и выбор Александра Македонского, который отказался от своих прежних планов. Теперь он направился в Индию.
        В Ольвии были свои философы, ученые, поэты, музыканты. Некоторые  из них называются в письменных источниках – философ Бион Борисфенит, философ – стоик Сфер, философ и историк Посидоний.  В городе был театр, который упоминается  в нескольких надписях. Ольвиополиты достаточно активно занимались спортом, они устраивали состязания в беге, метании копья и диска, стрельбе из лука,  рукопашном бое. В городе был гимнасий.
        С середины II века до н.э. начинается период упадка Ольвии, которая оказывается под протекторатом Понтийского царя Митридата VI Евпатора, под властью которого в это время уже находились Боспор и Херсонес. В середине 1 в. до н.э. ослабленная длительным кризисом Ольвия была разгромлена войсками гето-даков во главе с Буребистой. Оставшиеся в живых жители покидают город, и жизнь здесь прекращается на несколько десятилетий. Город никогда уже не достигает уровня прежнего расцвета.
        Во время правления Антонина Пия (138-161) в Ольвии размещается римский гарнизон, и с конца II века н.э. Ольвия была включена в состав римской провинции Нижняя Мезия. В дальнейшем из-за нападений кочевников разрушается сельскохозяйственная округа Ольвии, постепеноо жизнь в полисе затухает, окончательно прекратившись в третьей четверти IV века.
        Так завершилась почти тысячелетняя история античной Ольвии.