Источник: http://kosmonavtiks.ru

Выдающаяся роль академика С. П. Королева в развитии космонавтики вызывает особый интерес к его личности.

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире в семье учителей.

В 1922—1924 годах окончил одесскую стройпрофшколу. Спроектировал первый планер. Поступил в Киевский политехнический институт.

alt


В 1926 году перевелся на вечернее отделение Московского высшего технического училища (МВТУ).

Позднее строит планеры, вместе с Люшиным осуществлена разработка рекордного планера «Коктебель», участвует во Всесоюзных планерных состязаниях.

Работает на предприятиях авиационной промышленности. Завершает свой проект легкого самолета дальнего действия СК-4, успешно защищен и рекомендован к изготовлению — случай редчайший.

В своих инженерных решениях Сергей Павлович учитывал наиболее прогрессивные технические тенденции и общественные потребности.

С февраля 1929 г. Королев посещал Московскую школу летчиков и обучался полетам.
Будучи членом кружка АКНЕЖ (Аэродинамический кружок им. Н. Е. Жуковского) при МВТУ, Сергей Павлович участвует в разработке самолета АКНЕЖ- 12 в котором была осуществлена очень важная новинка — разрезное крыло.

В 1930 году защитил дипломный проект легкомоторного самолета. Научным руководителем Королева был А. Н. Туполев. После защиты получил профессию инженера-аэромеханика.

Вместе с последователем Циолковского Ф. А. Цандером в 1931 году организует одну из первых в стране ракетных организаций — группу изучения реактивного движения (ГИРД).

ГИРД, хотя в исходных позициях и мало отличался от других кружков и групп по изучению межпланетных путешествий, имел одну существенную особенность: во главе его стоял одержимый идеей ракетного летания крупный ученый Ф. А. Цандер, который в своих исследованиях приблизился к практическому осуществлению реактивного двигателя.

Поэтому, когда С. П. Королев предложил создать на базе планера БИЧ-8 ракетоплан, почва для этого была подготовлена. Так наступил второй этап в развитии ГИРДа.

В это время Сергей Павлович руководит строительством и полетными испытаниями опытных ракет, разрабатывает проект ракетоплана.

3 марта 1932 г. решался вопрос о создании Реактивного института. Так начался третий этап развития ГИРДа, который совпал с периодом развития ракетной техники в СССР. Следствием принятых 3 марта решений стало назначение Королева председателем техсовета ГИРДа. Именно об этом этапе его работы в ГИРДе писал Эйдеман в письме Ворошилову 14 июля 1933 г., подчеркнув энтузиазм и самоотверженность людей, работавших на общественных началах и заложивших основы экспериментальной базы ГИРДа.

КоролевПримерно через год после того, как перед гирдовцами распахнулись двери заброшенного подвала, специальная комиссия Реввоенсовета, проверявшая работу ГИРДа, пришла к заключению: …«ГИРД является законченной научно-исследовательской единицей, располагающей налаженным производством, достаточным для выполнения своего плана»3.

Эта комиссия работала в связи с предполагаемой передачей ГИРДа в Наркомвоенмор, поэтому проверка проводилась с пристрастием, чтобы узнать истинное положение дел.

Наверное, не случайно Королев сделал для себя выписку из Олдингтона: «Жить просто — нельзя. Жить надо с увлечением.».

Он участвовал практически во всех экспериментах, проводимых в ГИРДе.

Приказом по Реввоенсовету № 0113 от 21 сентября 1933 г., а затем постановлением № 104 Совета Труда и Обороны от 31 октября 1933 г. был организован Реактивный институт. Начальником института назначили И. Т. Клейменова, его заместителем С. П. Королева.

Сергей Павлович конструирует опытные ракеты, строит ракетоплан. Выступает с докладами на Всесоюзных конференциях по вопросам использования крылатых ракет для изучения стратосферы.
В начале 1934 года было проведено первое испытание неуправляемой ракеты 06/1. Старт ракеты 06/1 произ водился с помощью деревянных направляющих длиной 20 м, расположенных горизонтально. Пройдя около 10 метров по направляющим, ракета упала набок, не набрав нужной скорости, из-за прогара камеры двигателя.

Второй пуск состоялся 5 мая 1934 г. Ракета после схода с направляющих пролетела около 100 м по восходящей траектории, затем перешла в пикирование.

Это был первый в СССР полет неуправляемой крылатой ракеты с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД)…

В 1934 году вышла первая книга Королева «Ракетный полет в стратосфере». В предисловии он писал:

«К сожалению, то, что до сих пор было написано о ракетах и ракетной технике, по большей части настолько далеко от истины, что трудно разобраться и отличить фантазию на межпланетные темы от действительных реальных возможностей.
…Цель настоящей работы заключается в том, чтобы кратко, в популярной описательной форме изложить принцип действия и устройство некоторых существующих систем ракетных двигателей и аппаратов.»4

Большое место в планах РНИИ занимали работы над пороховыми ракетами различных типов, ус пешно начатые еще в ГДЛ. Поэтому родилась идея использовать опыт создания пороховых двигателей для стимулирования работ по крылатым ракетам. Актуальность такой идеи подчеркивалась существенными трудностями, связанными с отработкой первых серийных образцов ЖРД.

Так была создана целая серия макетов крылатых ракет с твердотопливными двигателями. Простота их изготовления позволяла вырьировать формой крыльев и другими конструктивными характеристиками.

В 1938 году Королев был необоснованно репрессирован и осужден на длительный срок заключения.

Репрессии против ведущих специалистов РНИИ не были заранее спланированной акцией, а стали лишь частью лавинообразного процесса, который обрушился на СССР, и были столь же случайны и неотвратимы, как лавина.

Королев С. П.Вначале Сергей Павлович отбывает срок на Колыме, а в годы Великой Отечественной войны работает в спецтюрьме НКВД ЦКБ-29, так называемой «шарашке», под руководством заключенного авиаконструктора Туполева А. Н.

Как вспоминает Л. Кербер, заместитель А. Н. Туполева, встретивший Королева сразу после его
возвращения с Колымы, тот показался ему скептиком, циником, абсолютно мрачно смотревшим на мир: ««Хлопнут без некролога» — была его любимая фраза».

Королев не мог найти для себя работу по душе в КБ Туполева. Начал он в бригаде по разработке крыла, потом перешел на другую работу. После эвакуации КБ в Омск в связи с началом войны был заместителем начальника сборочного цеха.

Видимо, Королева никогда не оставляла мысль продолжить работы по ракетной технике…

В 1944 году он был освобожден и в 1945 году командирован в Германию, где в составе Технической комиссии знакомится с немецкой трофейной ракетной техникой.

«К тому моменту, когда Сергей Павлович приземлился на аэродроме Адлерсгоф, в Германии работало уже больше сотни советских специалистов-ракетчиков и специалистов, начинавших подозревать, что им предстоит стать ракетчиками.

…Ракетчики и другие наши специалисты жили в районе Обершелевайде, в добротных, обойденных огнем домах на Бисмаркштрассе. Отсюда начинались поездки по Германии и за ее пределы: в Прагу, в Вену. Несколько человек «копали» в Берлине.

Королев тоже поселился на Бисмаркштрассе в огромной квартире, где в одной из комнат тишайшей мышиной жизнью жили ее хозяева — сколько там было человек, он так и не разобрал, поскольку прожил там недолго, да и то приходил только ночевать.

Буквально на следующий день после прилета узнал Сергей Павлович, что в штаб советской военной администрации пришло из Гамбурга официальное приглашение англичан на показательный запуск ракеты Фау-2, который они намерены провести в своей зоне в середине октября. Королев быстро выяснил, что вопрос о поездке решался в Москве и из Москвы специально с переводчиком-чекистом летит генерал Соколов, чтобы возглавить советскую делегацию.

Англичане приглашали трех человек, и решено было, что с Соколовым полетят Победоносцев и Глушко — Валентин Петрович тоже был уже в Берлине.

Королев в Германии человек новый, из военной администрации мало кому известный. Даже молодая поросль из НИИ-1 знала его понаслышке. Претендовать на место для поездки в английскую зону он не мог, а поехать хотелось очень…

… В конце концов, придумал: он будет личным шофером генерала Соколова. Андрей Илларионович выслушал и рассмеялся:

— Зачем же мне шофер, если я лечу на самолете?

— А когда прилетите, что тогда? — упорствовал Королев. — Какой же вы генерал без личного шофера?! Это же подрыв авторитета нашего командования в глазах союзников!

Соколов задумался. А что, пожалуй, он прав. Вопрос-то политический…

— Валяй, — сказал он, наконец. — Только подполковничьи погоны для шофера не годятся. Придется тебя временно разжаловать в капитаны, не выше…»

13 мая 1946 года вышло Постановление Совета министров СССР о создании научно-исследовательских центров для нужд ракетной техники.

С 1946 года и до конца жизни С. П. Королев — Главный конструктор баллистических ракет дальнего действия, ракетно-космических систем — ракет-носителей «Спутник», «Восток» и ее модификаций, летательных аппаратов-кораблей «Восток», «Восход», автоматических межпланетных станций, специализированных спутников Земли.

В марте 1948 года Королев не только разобрался с ракетой Фау-2, вывезенной из Германии, но и научился запускать эту ракету. Более того, уже готовится к производству ее советская модификация Р-1 и уже есть конкретные разработки новой ракеты, превосходящей по всем своим показателям немецкий «эталон». Открываются новые перспективы…

9 марта 1948 года Королев «с группой товарищей» был принят Сталиным. Вот как пишет Сергей Павлович об этом в своем письме, написанным им на полигоне Капустин Яр 6 марта 1953 года, т.е. на следующий день после смерти Сталина:

«Вспоминаю, как были мы у товарища Сталина 9 марта 19.. года.

Так все было неожиданно, а потом так просто; мы ожидали его в приемной и вошли — какое волнение охватило меня, но товарищ Сталин сразу заметил и усадил нас.

Началась беседа. Все время он ходил по кабинету и курил свою трубку. Все было коротко и ясно.
Много спрашивал и много пришлось говорить.

Эти часы пролетели незаметно.

Как заботливо говорил он о всех нас и как глубоко направил по правильному пути наш труд. А ведь многое из того, с чем мы пришли, придется теперь делать по-иному. И как это хорошо и ясно все стало.

Говорили и о будущем, о перспективе. Д.Ф. потом мне сказал, что слишком много было сказано о нас в розовом тоне, но я с этим не могу согласиться, — где же, как не у товарища Сталина, можно говорить легко и то, что думаешь, чего хочешь.

Великое выпало мне счастье — побывать у товарища Сталина.»

Cтарт Р-1А состоялся 7 мая 1949 года. На следующий день Королев писал домой:

«Вчера был наш первый концерт, прошедший с весьма большим успехом.
Это очень приятно и, надеюсь, знаменует успешное осуществление в жизни одного из очень важных этапов нашей работы».5

20 февраля 1956 года в первый раз было испытано советское ракетно-ядерное оружие (пуск «Байкал»).

В следующем году на вооружение нашей армии поступила вторая ядерная ракета с подвижным стартом. Для межконтинентальной ракеты Р-7 была создана термоядерная боеголовка, завершившая создание ракетно-ядерного щита.

Королев становится бесспорным лидером важнейшей, во многом определяющей всю международную политику страны, отрасли оборонной техники. Укрепляется его авторитет в военных кругах.

14 августа 1956 года Устинов подписал приказ № 310 по Министерству оборонной промышленности, согласно которому ОКБ-1, руководимое С. П. Королевым, выделялось из состава НИИ-88 в самостоятельную организацию.

Под руководством С. П. Королева запущен первый в мире искусственный спутник Земли (1957 г.), первый корабль «Восток», пилотируемый Юрием Гагариным (1961 г.) и другие.

За выдающийся вклад в оборону Родины и в развитие практической космонавтики академик С. П. Королев дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (1956 г., 1961 г.), ему присуждена Ленинская премия (1957 г.) и золотая медаль имени К. Э. Циолковского.

Член КПСС с 1953 года, С. П. Королев участвовал в работе ряда съездов партии и избирался членом парткома ОКБ, членом пленума Московского областного комитета КПСС.

Академик М. В. Келдыш так высказывался о Сергее Павловиче Королеве:

«Преданность делу, необычный талант ученого и конструктора, горячая вера в свои идеи, кипучая энергия и выдающиеся организаторские способности…
Он обладал громадным даром и смелостью научного и технического предвидения, а это способствовало претворению в жизнь сложнейших научно-технических замыслов».

Ещё в середине 1950-х годов Сергей Павлович вынашивал идеи запуска человека на Луну. Соответствующая космическая программа разрабатывалась при поддержке Н. С. Хрущёва. Однако эта программа так и не была реализована при жизни Королева из-за отсутствия единоначалия (программа разрабатывалась под руководством Минобороны СССР, в котором Королёв не работал), разногласий с главным конструктором ракетных двигателей В. П. Глушко, а также смены руководства КПСС — Л. И. Брежнев не придавал лунной программе такого значения, как Хрущёв.

После смерти Сергея Павловича программа запуска космонавтов на Луну была постепенно свёрнута.
Сергей Павлович Королев скончался на шестидесятом году жизни 14 января 1966 года на операционном столе — у него была саркома прямой кишки и спасти его не смогли…

Гроб с телом Королева был установлен в Колонном зале Дома союзов. До некролога люди не слышали его фамилию, но народу было много.

17 января вечером — было уже совсем темно — траурный кортеж двинулся в крематорий у Даниловского монастыря. Гроб въехал в печь в 21 час 17 минут.

Ночью урну с прахом Королева, привезенную из крематория, установили в Колонном зале, и снова с утра 18 января потекла нескончаемая вереница людей, которые пришли проститься с Главным конструктором.

После полудня утопающую в цветах урну из Колонного зала вынесли на своих плечах Л.В. Смирнов, М.В. Келдыш, С.А. Афанасьев — люди официальные. Потом ее несли соратники: В.П. Мишин, Б.Е. Черток, Е.В. Шабаров, А.П. Абрамов…

В час дня на Красной площади состоялись официальные похороны.

На трибуне Мавзолея — Л.И. Брежнев, Г.И. Воронов, К.Т. Мазуров, А.И. Микоян, Н.В. Подгорный, Д.С. Полянский, М.А. Суслов, А.Н. Шелепин, В.В. Гришин, П.Н. Демичев, Ш.Р. Рашидов, Д.Ф. Устинов, Ю.В. Андропов, И.В. Капитонов, Ф.Д. Кулаков, Б.Н. Пономарев — многие из них только потому и сохранятся в истории, что были «вождями эпохи Королева».

На траурном митинге выступали: Л.В. Смирнов, М.В. Келдыш, первый секретарь МГК КПСС Н.Г. Егорычев и последним — Юрий Гагарин.

Речи были безлики и традиционно скучны.

Урну члены Политбюро отнесли к Кремлевской стене, Смирнов поставил ее в нишу. Быстро и точно нишу замуровали.

Два красивых немигающих солдата застыли у черной доски с золотыми буквами и цифрами: «Сергей Павлович Королев. 30.ХII. 1906-14.I.1966».

Первую ночь после смерти Сергея Павловича Королева Гагарин провел в останкинском доме. Утром сказал:

— Я не буду Гагариным, если не доставлю на Луну прах Королева!

Через несколько месяцев жена Корлева Нина Ивановна вспомнила эти слова и спросила Гагарина: было ли такое? Он признал, что часть праха у него.

Тогда Нина Ивановна сказала, что так делать нельзя, что это не по-христиански, прах нельзя делить. Гагарин обещал вернуть, однако вскоре он погиб.

О прахе Королева знал еще Владимир Комаров — это он по поручению Гагарина спускался в преисподнюю московского крематория, ему и отсыпали прах. Но Комаров погиб еще раньше Гагарина.

Где этот прах?

Алексей Леонов подтвердил:

«Да, это действительно так. Мы хотели похоронить часть праха Королева на Луне.
Я участвовал в несостоявшейся лунной программе и тоже поддерживал эту идею.
Прах я видел у Юры.
Где он сейчас, не знаю…»