Источник: http://obodesse.at.ua

Николай Александрович Новосельский (1818–1898), в честь которого через три года после его смерти была названа Ямская улица (он жил на ней), был городским головой Одессы с 1867 по 1878 год.

alt

Крымская война, окончившаяся подписанием в марте 1856 года унизительного для России Парижского договора, подвела неутешительные — особенно для Юга, для Одессы — итоги. На Черном море были уничтожены парусные корабли полностью, а пароходов осталось всего восемь. Но торговля, особенно зерном, нуждалась в мощном торговом флоте.

И уже в мае 1856 года флигель-адъютант Н. Аркас и тайный советник Н. Новосельский подали в высокие кабинеты прошение об учреждении частного пароходства на Черном море. Так был создан РОПиТ — Русское общество пароходства и торговли. Общество держало в своих руках торговлю по нескольким направлениям — Кавказскому, Крымскому, Галацкому и далее — Марсельскому. Не было забыто и пассажирское сообщение, в том числе и по рекам — Днестру, Днепру, Дону, Дунаю и даже по Бугу.

С учреждением РОПиТа Одесса, порт, торговля приобрели второе дыхание. Уже одно это деяние Николая Александровича Новосельского не могло не вызвать восхищения у благодарных одесситов. И в 1867 году он становится городским головой Одессы. Пребывая в этой должности несколько каденций, Новосельский сделал для нашего города чрезвычайно много. Не только создание РОПиТа заслужило увековечивание его памяти, но и решение одной из самых больных проблем Одессы, о чем опять же писал Пушкин: «Однако в сей Одессе влажной еще есть недостаток важный; чего б вы думали? — воды».

Через пять лет после прихода Новосельского к управлению городом, в 1873 году в Одессе была окончательно решена проблема водоснабжения. В город пришла днестровская вода. Произошло это не без помощи английских концессионеров, теперь бы сказали — английских инвесторов, и одесский водопровод в конце XIX века признали лучшим по качеству питьевой воды и, в то время, самого длинного в Европе. Жизнь одесситов стала комфортной, город, расцветший своими парками и бульварами, преобразился, его европейский облик и шарм стали еще более очевидными.

Новосельский являлся автором множества полезных для города проектов: за время его правления было увеличено ассигнование на городскую полицию и санитарные службы, была устроена канализация, разбиты парки, некоторые улицы Одессы были освещены, а их мостовые вымощены гранитом.

24 сентября 1898 года Николай Александрович Новосельский умер.
Развитие городской финансовой системы, народного образования и многое другое можно поставить в заслугу Николаю Новосельскому в бытность его городским головой.

Рачительный хозяин города, он был человеком высокой культуры, коллекционером, любителем театра. И должно же так было случиться, что именно при нем в 1873 году сгорел Городской театр!

И еще одно печальное совпадение: в середине 1990-х, когда одесской улице вернули имя Новосельского, практически исчезло Черноморское морское пароходство (ЧМП), во многом обязанное детищу Новосельского — РОПиТу. Дематериализовалось…