Киевопечерский Монастырь

Киево-Печерский Монастырь

«При Изяславе был основан славный монастырь Киевопечерский». Основателем этой православной святыни стал Святой Антоний (983-1073). Согласно легенде, неизвестный житель Любеча, приняв постриг в Афонском монастыре, вернулся на Русь. Долго бродил он по тогдашним монастырям, и, наконец, на высоком берегу Днепра, возле Киева, нашёл заброшенную пещеру. Её выкопал для своих молитв будущий митрополит, а тогда ещё простой иерей Берестовский – Илларион. Восхищённый красотой этого места, Антоний остался в пещере и посвятил все свои дни молитве. Слух о пустыннике быстро разнёсся по окрестностям, к нему потянулись люди, и даже сам Изяслав перед походом приходил к нему с дружиной за благословением.

{jcomments on}

Очень скоро возле него селятся ещё двенадцать монахов, которые и выкопали первую подземную церковь и кельи возле неё. Со временем число монахов увеличилось, и Великий князь отдал в их распоряжение уже всю гору над пещерами, позволив построить там большую церковь и обнести её оградой.

Антоний, не желая управлять разросшейся обителью, поручил это игумену Варлааму, а сам уединился в пещеру, где и прожил в молитвах до самой старости.

Благодаря щедрости Ярославичей, монастырь разросся и разбогател. На княжеские пожертвования построили новый храм. При Феодосии Печерском – преемнике Варлаама, монастырь приобрёл значение общерусского духовного центра. Став игуменом, он сразу же ввёл в практику монастыря воздержание и строгие посты, а затем новый устав, взяв за основу византийский Студийского монастыря, который отличался крайней строгостью. Феодосий был столь уважаем, «что Великий Князь нередко приходил беседовать с ним наедине, оставался у него обедать, ел хлеб, сочиво и с улыбкою говаривал, что роскошная трапеза Княжеская ему не так приятна, как монастырская».

Во многом благодаря мудрости и стойкости взглядов Феодосия, Киево-Печерский монастырь приобретает на Руси большое влияние. Недаром многие древнерусские монастыри или приглашали к себе игуменами Печерских иноков, или были ими основаны. Сам Феодосий Печерский в 1108 году был канонизирован как святой.

После его смерти монастырь продолжал развиваться. Увеличивалась и протяжённость пещер. Уже в XV в. Лаврские пещеры обрастают различными легендами. Говорили, что по ним можно пройти до Смоленска, Новгорода, Чернигова.

Сейчас Лаврские пещеры делятся на «Ближние» и «Дальние». Общая длина «Ближних» 228 метров, «Дальних» — 300. Глубина их от 5 до 20 метров. По структуре они ничем не отличаются — это длинные подземные коридоры с церквями, кельями, нишами для погребений. И те и другие имеют по три подземных церкви. В Лавре — наибольшее количество мощей святых, чем в любом другом храме мира. Так в «Дальних пещерах» хранится пятьдесят одна, а в «Ближних» – 74 мощи, также сберегаются 26 «мироточивых главы». В пещерах есть и несколько массовых погребений. Настенные надписи гласят, что здесь похоронены жертвы Батыева погрома Киева 1240 года.