Поражения первых дней войны, заставили советское правительство заняться срочной эвакуацией производственных сил и материальных ценностей. История ещё не знала переселения таких огромных людских масс, перемещения целых заводов-гигантов на огромные расстояния и в столь короткие сроки.
Эвакуируемые заводы Украины направлялись главным образом на Урал, в Западную Сибирь, Среднюю Азию, Казахстан и на Поволжье. Руководил этим процессом, созданный 24 июня 1941 года Совет по эвакуации. В первую очередь вывозились предприятия оборонной, металлургической, химической, и машиностроительной промышленности.
С каждого завода вначале отправлялась готовая продукция, резервное оборудование, затем станки и энергетическое хозяйство.
Масштабы эвакуации были гигантскими. Так, только из Запорожья за полтора месяца, на 16 тысячах вагонов, были вывезены 22 завода союзного значения и 26 предприятий лёгкой и пищевой промышленности. Из Харькова 26 крупных заводов отгрузили 10578 вагонов оборудования, 718 вагонов готовой продукции, 390 вагонов цветных металлов и 1100 вагонов разных материалов. Всего, в период с июля по октябрь 1941 года из Украины в глубокий тыл было перебазировано почти 550 крупных заводов и фабрик.
На восток двигались колхозы, совхозы и МТС. Для их эвакуации вагонов и паровозов практически не выделялось, поэтому трактора, комбайны, гурты скота двигались вглубь страны своим ходом. По отчётам на 25 октября 1941 года из Украины было вывезено свыше 6 миллионов голов скота, в том числе крупного рогатого — 2164,7 тысячи (65,3 % к наличию на 1 января 1941); овец – 2851 тысяча (92,2%); 877,6 тысяч свиней (30,9 %); 496,9 тысяч лошадей (14,2 %). Как пример эвакуации, потрясает путь колхозников сельхозартели имени Ленина, Синельниковского района Днепропетровской области. Пешком, семьями, все 256 человек артели прошли за три месяца 1052 километра и прибыли в район Элисты. С собой они пригнали 458 голов крупного рогатого скота, 150 лошадей, 432 овцы и 148 свиней. А когда фронт приблизился и к этим местам, колхоз снова двинулся в путь. Пройдя свыше 3000 километров, они остановились в районе города Уральска, где работали до тех пор, пока не смогли вернуться домой, на Украину.
До 23 октября 1941 года было вывезено за пределы Украины 1667,4 тонн зерна и 269,5 тысячи тонн зернопродуктов. При этом на заготовительных пунктах, захваченных противником, осталось свыше 900 тысяч тонн зерна и зернопродуктов.
«Рабочей лошадкой» эвакуационных мероприятий стала легендарная «полуторка» — ГАЗ–АА – автомобиль Горьковского автозавода, грузоподъёмностью 1,5 тонны. Машина стала выпускаться в 1932 году и вынесла на себе всю тяжесть фронтовых дорог. Всего в СССР было выпущено 829808 «полуторок».
Медаль «За трудовую доблесть» была учреждена ещё в 1938 году. В годы войны за трудовые подвиги этой медалью было награждено около 50000 человек.