Экскурсия в Одесский порт

«Порт здешний есть, так сказать, само существование Одессы.»

Граф А.Ф.Ланжерон

Экскурсия в Одесский портЕсли Одессу все её жители называют МАМОЙ, то папой, конечно же все считают одесский порт. Потому, приехать в Одессу, походить по улицам и не сходить на экскурсию в Одесский порт – легкомыслие чистой воды (такой же чистой, как вода в нашем Одесском заливе). Вот заливаю!!!

Так как везде в порту пройти не получится, но — хочется, попробую в этой статье рассказать о порте хоть чуть-чуть. Тогда и эта одесская экскурсия вам покажется более интересной (у вас же будет уже базовая подготовка, рассказанная лучшим одесским экскурсоводом). За свою более чем двухсотлетнюю историю порт пережил и взлёты и падения, периоды процветания и почти уничтожения, 7 войн, 4 революции и даже две «клинических смерти» (январь 1797 и апрель 1944 годов).

Когда, 10 апреля 1944 года, сразу после освобождения города, специалисты осмотрели руины портовых сооружений, они пришли к выводу, что на восстановление Одесского порта понадобится несколько десятилетий. Если считать, что во время Великой Отечественной войны городские строения пострадали в малой степени, то порт был разрушен почти полностью. Сначала это были беспрерывные бомбардировки и артобстрелы 1941 года, а потом тщательно спланированное и подготовленное уничтожение портовых сооружений при отступлении немцев в 1944 году. К полному разрушению одесского порта немцы стали готовиться за несколько месяцев до бегства из города. В подвалы зданий, фундаменты несущих стен, колодцы и специально подготовленные ниши у оторочки причалов были заложены толовые заряды и связки авиационных бомб. Заминированы были абсолютно все стыки железнодорожных рельс.

Одесский портОдесский порт — красавец Подрывы портовых сооружений начались уже в конце марта 1944 года, когда наши войска стремительно стали приближаться к городу. Однако главный управляемый взрыв, а точнее серия взрывов так и не прогремела. Партизаны смогли обнаружить и своевременно перерезать часть дистанционной связи. Мы можем только предположить, к каким разрушениям могла привести эта акция, если за полтора месяца разминирования саперы вывезли из порта 24689 снарядов, 80 фугасов, 987 авиабомб, сотни взрывных устройств.

Когда начались работы по возрождению южных морских ворот страны, Одесский порт очень напоминал своим восстановителям руины Сталинграда. Но порт был нужен стране и фронту и, несмотря на то, что немцы продолжали его бомбить вплоть до августа 1944, уже в октябре он стал принимать первые грузы. А к 1 мая 1945 года порт обработал уже 300 судов.

Всего за пятнадцать лет одесситы смогли восстановить главное предприятие города и даже расширить его площади. А сегодня это уникальные инженерные сооружения – молы, набережные, волноломы, которые образуют акваторию с шестью гаванями общей площадью 291 га.

Сегодня порт может принимать суда с осадкой до 13 метров и длиной до 240 м. Одесский порт имеет 40 причалов общей протяжённостью около 8 км. (Необыкновенно красивое зрелище, когда во время экскурсии по Одессе, наблюдаешь от Потёмкинской лестницы, как причаливает какой-нибудь океанский красавец-лайнер.) Вы должны это со мной увидеть….

Одесский порт был основной базой Черноморского морского пароходства. На момент распада СССР ЧМП, состоял из 295 грузовых и пассажирских судов, а также около 1100 судов вспомогательного флота. В ЧМП трудилось более 28 тыс. человек. Ежегодные доходы пароходства достигали миллиарда четырнадцати миллионов долларов. Это была самая большая пароходная компания мира. По некоторым данным, сегодня в составе пароходства сохранилось 3 судна. Тут не готов говорить наверняка, но такую информацию мне выдали мои друзья-краеведы.

Экскурсия в морской вокзалОдесса город порт Ну, продолжим нашу экскурсию… Из одесского порта когда-то начиналась легендарная Крымско-Кавказская круизная линия, морские линии Одесса-Бейрут, Одесса-Венеция, Одесса-Марсель, Одесса-Варна… Пассажирский морской вокзал и его причалы были свидетелями незабываемых встреч китобойных флотилий «Слава» и «Советская Украина». В 50-60-е годы приход китобоев после восьмимесячного рейса был праздником для всех одесситов. Возвращались они из промысла в Антарктике в середине мая, и на морском вокзале их встречали тысячи родных, друзей, просто знакомых. Играл оркестр, было море цветов, воздушных шариков. На внешнем рейде Одесского порта флотилия ночевала перед торжественным заходом в порт. Бросала якорь огромная китобаза, а вокруг нее суетились промысловые суда, готовясь в определенном строевом порядке на следующий день войти в морские ворота родного города. В те годы китобойный промысел приобрел еще и идеологическое значение, поскольку профессия китобоя оказалась подходящей для создания романтического идеала времен социализма: сильный человек самоотверженно трудится в бурном далеком море на благо социалистической родины. Отсюда и шлягер 50-х со словами: «Мне ж бить китов у кромки льдов, рыбьим жиром детей обеспечивать», и изящная оперетта И.О. Дунаевского «Белая акация», и настольная игра для детей «Охота на китов», правила которой заканчивались словами: «Игра продолжается до тех пор, пока все киты не будут уничтожены». Масштабы добычи были колоссальны. С 1949 по 1980 годы с советских китобойных судов было убито более 50000 китов.

морской вокзалОдесский порт летом — уютная пристань круизных лайнеров Спускаясь в наши дни с Приморского бульвара по Потемкинской лестнице, вы оказываетесь перед павильоном пассажирского комплекса Одесского морского порта сооруженного на Новом молу и напоминающего очертаниями гигантский лайнер. Одесский морвокзал удачно вписался в панораму всего залива и порта. Он отлично обозревается с высоты Приморского бульвара в окружении бесчисленного количества стрел мощных подъемных кранов и других портовых сооружений. Вместо снесенной в процессе строительства морвокзала в конце 60-х старой часовни построена церковь Св.Николая в «голове» Нового мола, созданы Морская арт-галерея и самый современный концертно-выставочный зал. Потом появилось ещё здание гостиницы «Одесса», которая во время экскурсии по Приморскому бульвару, мягко говоря, вызывает недоумение гостей и жителей города. Но и её тоже надо увидеть (не всё же Вам только красотами Одессы любоваться).

Одесский порт был и остаётся главными морскими воротами Украины, украшением города-героя, красавицы Одессы. А значит, Вы должны прийти с друзьями на экскурсию по Одесскому порту.

Ваш Александр Бабич

Фотографии экскурсии Порт Одессы

Заказать экскурсию в Одесский порт

Оставить комментарий